Период жертвоприношения:
Начинается с окончания праздничного намаза 10-го дня месяца зуль-хиджа и продолжается до захода солнца 13-го дня месяца зуль-хиджа.
Можно совершать курбан ночью в эти дни, если место будет подготовленным для этого и хорошо освещено.
Какое животное должно быть?
В общем жертвенное животное должно быть здоровым и без изъянов.
Почему?
▫️Во-первых, это отражает искренние намерения человека перед своим Творцом. Согласно аяту, известно, что ни плоть, ни кровь жертвы не нужны Всевышнему, и только благочестие человека достигает Его (22:37). В то же время, когда человек ищет здоровых животных для жертвоприношения, он уже совершает поклонение.
▫️Во-вторых, это поднимает дух бедных людей. Вместо того, чтобы подавать мясо животного, имеющего изъяны, благим делом является подать мясо здорового животного. Этим нуждающиеся люди почувствуют проявление уважения к себе, что немаловажно в Исламе.
Поэтому, для того, чтобы жертвоприношение было принято, шариат ставит следующие условия касательно жертвенного животного:
1) Приносить в жертву баранов, коз, крупнорогатый скот или верблюдов.
Дозволено закалывать животных обоих полов. Лучше приносить в жертву мясистое животное, которое будет иметь хороший вкус.
Овец и коз закалывают от имени одного человека. Если человек закалывает двух овец, то получает награду, как за два жертвоприношения. Верблюдов и крупный рогатый скот закалывают от имен от одного до семи человек. У всех семерых должно быть намерение совершить жертвоприношение и раздать мясо в качестве милостыни.
Об этом свидетельствуют слова Джабира (да будет доволен им Аллах): «Вместе с Посланником Аллаха мы закололи верблюда в Худайбии от имени семи человек и одного крупнорогатого скота от имени семи человек» (Абу Дауд, Муслим, Тирмизи).
2) Приносить в жертву животное без изъяна.
Недопустимо приносить в жертву слепое, одноглазое, хромое, слишком худое, не имеющее зубов животное, у которого отрезаны уши, хвост или более трети ушей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Животные со следующими изъянами не пригодны для жертвоприношений: с явным косоглазием, явной болезнью, хромые и истощённые» (Абу Дауд, Муслим, Тирмизи).
Животные без рогов, со сломанными рогами, проколотыми ушами могут быть принесены в жертву. Также дозволено забивать кастрированное животное. Мясо таких животных бывает жирным и вкусным, и это не является чем-то предосудительным («Фатава Хиндия», 5/344).
Если выяснилось, что жертвенное животное имеет какие-либо недостатки, то его меняют на здоровое животное. Дозволено приносить в жертву животное, если во время забоя животному случайно выкололи глаз, или сломали ногу.
3)Приносить в жертву животное определенного возраста.
Овцам и козам должно быть не менее одного года. Разрешено приносить в жертву шестимесячную крупную овцу, похожую на годовалую. Крупному рогатому скоту должно быть не менее двух лет, а верблюдам – пять лет («Раддул-мухтар», 2/321).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не закалывайте ни что иное, кроме как «мусинну». Только тогда, когда у вас возникли сложности, можете заколоть «джазаа-овцу» (Абу Дауд, Муслим, Насаи).
«Мусинна» это категория зрелого животного – для верблюда это пять лет, для крупнорогатого скота – два года, для овец – один год. По словам имама Абу Ханифы, рахматуллахи алейхи, «джазаа» применительно к овцам обозначает их шестимесячный возраст.
Как распорядиться мясом курбана?
Мясо жертвенного животного желательно поесть и угостить других. Однако, дозволяется полностью раздать мясо курбана нуждающимся.
Самым лучшим будет разделить на три части:
- одну часть следует оставить для своей семьи;
- вторую часть раздать родственникам;
- третью часть раздать бедным и нуждающимся.
Считается мандубом, чтобы раздаваемая другим людям часть жертвенного животного была не меньше 1/3. Наряду с этим, если у человека, совершившего жертвоприношение, большая семья, и сам он не богат, то в этом случае лучше оставить себе все мясо жертвенного животного, так как нужды и потребности семьи имеют первостепенное значение по сравнению с нуждами других людей. Обращая внимание на этот момент, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что малоимущий человек должен в первую очередь заботиться о нуждах своей семьи.