Tayyab Journal / RUS

Вопросы о Рамадане

Вопрос-ответ
В этой статье мы разберем часто задаваемые вопросы о Рамадане в предверии этого благословенного месяца.

Вопрос: Что можно почитать о достоинствах Рамадана?

Рекомендуем книгу «О достоинствах Рамадана».

Вопрос:  Правда ли, что ночь Лейлятуль-кадр может приходиться на любое время года?

Это было мнением сподвижника Ибн Мас’уда (р.а), что тот, кто будет каждую ночь вставать на намаз тахаджуд, безусловно, застанет Лейлятуль-кадр («Сахих» Муслима, хадис № 1782). Но основное и более распространенное мнение, что это ночь 27 числа месяца Рамадан.

Вопрос: Я слышал, что во время Рамадана приостанавливаются мучения могилы для умерших. Это правда?

Хафиз Ибн Раджаб передает это сообщение, которое со слабым иснадом (цепочкой передатчиков) передает в своем сборнике имам Байхакы от Анаса ибн Малика (р.а), который говорил:
«Поистине, наказание могилы приостанавливается для обитателей могил во время Рамадана» (Ахваль аль-кубур, с. 105-106; Шарх ас-судур, с. 254).

Также сказано, что тот, кто умрет во время Рамадана, будет защищен от мучений могилы. Это выводится из хадиса, где сказано, что во время Рамадана двери Ада закрываются и открываются двери Рая. («Сахих» Бухари, хадис № 3277)

Вопрос: Приведите, пожалуйста, полный текст хадиса, где сказано, что, если человек пропустит хотя бы один день поста без уважительной причины, он не сможет восполнить его, даже если будет всю жизнь держать пост.

Абу Хурайра (р.а.) передает, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Тот, кто пропустит хотя бы один день поста в Рамадан без какой-либо [уважительной] причины и не по болезни, не сможет восполнить его, даже если будет держать пост всю оставшуюся жизнь» («Сунан» Насаи, хадис № 3265, № 3271; «Сунан» Абу Дауда, хадис № 2388  и другие)

Этот хадис слабый, но подходит для предостережения от греха. И его поддерживают сообщения, которые передаются от Али и Ибн Масуда (да будет доволен ими обоими Аллах) («Мусаннаф» Ибн Аби Шейба, хадис № 9877, № 9878).

Имам Бухари тоже передает этот хадис в названии главы в «Сахихе», указав на его слабость. Следовательно, на этот хадис, хотя он и слабый, можно ссылаться, в противном случае имам Бухари бы не просто указал на его слабость, а отклонил бы его вовсе («Мукаддима» Ибн Салях, с. 25).

Примечание:

Этот хадис нельзя использовать, чтобы оправдать нежелание восполнять пропущенные посты в Рамадан. В хадисе подразумевается, что вознаграждение, баракат и различные духовные блага, которые даруются человеку в Рамадан, нельзя получить в другое время, как и в случае с совершением намаза с джамаатом: человек не сможет получить его блага, даже если будет совершать этот намаз в одиночку двадцать пять раз.

См. «Мушкиль аль-асар» имама Тахави (т. 4, с. 180), «Тахзиб ат-тахзиб» (т. 9, с. 204). 

Вопрос: Слышал, что есть хадисы, где сказано, что за каждое саджда (земной поклон) во время Рамадана человек получает награду, как за полторы тысячи саджда в обычное время, и что семьдесят тысяч ангелов делают дуа за человека, который держит пост в Рамадан. Достоверные ли они?

Оба вышеназванных хадиса приводятся в «Шу’аб аль-иман» имама Байхакы (да помилует его Аллах) (хадис № 3362) и их иснад слабый. Поэтому, приведя эти хадисы, имам Байхакы пояснил, что их поддерживают другие известные сообщения.

Его (имама) слова выглядят следующим образом:

الأحاديث  المشهورة  تدل  على  ما  قد  روينا  في  هذا  أو  المشاكل  معناه

«Существуют другие известные хадисы, имеющие такой же или приблизительный смысл».

Алляма Мунзири (да помилует его Аллах) тоже приводит этот хадис в «Таргиб» (т. 2, с. 93-94), указывая на его слабость.

Другие сообщения, поддерживающие эти рассказы:

1. Хафиз Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) передает слова известного табиина Ибрахима Нахаи (да помилует его Аллах), который сказал:

«Один день поста в Рамадан лучше, чем тысяча постов (в другое время), один тасбих в Рамадан лучше, чем тысяча тасбихов (в иное время), и один ракаат намаза в это время лучше, чем тысяча ракаатов (в другое время)» (Латаиф аль-маариф, с. 286).

2. Абдуллах ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, Аллах посылает особую милость, и Его ангелы молятся за тех людей, кто встает на сухур». («Сахих» Ибн Хиббан, Аль-Ихсан, хадис № 3467).

В этом хадисе сказано, что ангелы (без уточнения какого-то особого числа) молятся за постящегося человека. Лучше приводить эти достоверные сообщения (вместо тех, что вы привели в своем вопросе).

Вопрос: Существует история, что один иудей очень уважительно относился к Рамадану. Так что, увидев как-то, что его сын ест на улице в это время, он ударил его, сказав: «Неужели ты не знаешь, что мусульмане сейчас не едят днем? Ты издеваешься над ними?» После смерти одному благочестивому человеку приснился этот иудей, находящийся в Раю. Тот человек удивился: «Как он мог оказаться в Раю, будучи неверующим?» Однако иудей объяснил ему, что за его уважение к Рамадану Аллах внушил ему перед смертью шахаду (свидетельство) и забрал его душу после того, как он стал мусульманином.

Несмотря на отсутствие источника, подобные рассказы нельзя считать выдуманными. Проявление адаба к религии и ее символам очень важно. И наоборот, проявлять неуважение очень опасно для человека. Существуют многочисленные сообщения, где передается, что человеку была оказана милость за проявленный адаб.

Ученые указали, что для цитирования подобных вдохновляющих историй необязательно проверять точность источника. 

Вопрос: В социальных сетях очень популярно следующее высказывание: «Если кто-то произнесет шахаду сорок раз в первую пятницу Рамадана, он получит награду, как за совершенный хадж. А кто расскажет об этом действии другим людям, получит награду, как за два хаджа». Это хадис?

Ничего подобного в сборниках достоверных хадисов обнаружено не было.

Следует воздерживаться от передачи подобных сообщений, пока их достоверность не будет установлена из надежных источников. Особенно настораживает тот факт, что за передачу этого сообщения обещана вдвое большая награда, чем за само действие. О подобном ничего не говорится в достоверных хадисах. И очень жаль, что некоторые люди цитируют подобные изречения, просто чтобы сделать свои посты в соцсетях более популярными. 

Вопрос: Необходимо ли омовение для чтения Корана?

Для чтения Корана и его касание необходимо и большое омовение (гусль) и малое (вуду/тахарат). 

Вопрос: Можно ли читать Коран на телефоне без омовения?

Да, дозволено читать Коран на телефоне без малого омовения, так как в этом случае вы касаетесь экрана телефона, но не страниц и аятов Корана.

Вопрос: Можно ли читать Коран без гусля не касаясь его?

Недозволено (харам) читать Корана без гусля в любом положении, даже то, что знаете наизусть произносить про себя.

Вопрос: Что такое хатм Корана?

Это его прочтение полностью от начала до конца. Желательно в месяц поста Рамадан читать больше Слово Аллаха, а особенно прочитать его полностью.

Вопрос: По сколько страниц читать в день, чтобы завершить полностью?

Коран состоит из 600 страниц. Если вы поделите их на 30 дней, то выйдет 20 страниц в день. Если это затруднительно, то вы поделите их на 5 намазов в течении дня и так будет намного легче. Если вы будете читать по 4 страницы после каждого намаза в Рамадан, вы сможете прочесть весь Коран. Если же вы хотите прочесть Коран два раза, то следует читать по 4 страницы до и после каждого намаза.

Вопрос: Какое дуа (мольбу) читать при окончании хатма?

Дуа, читаемое после совершения хатма: 

Транскрипция: «Садака’ллаху’ль-‘азым ва балляга Расулюху’ль-карим. Ва нахну ‘aля заликя  мина’ш-шахидин.  Раббана аманна бима анзальта  ва’т-таба’на’р-Расуля фектубна м’a’ш-шахидин». 

Перевод: «Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый указал Истину. Пророк (мир ему) донес ее до нас. Мы являемся одним из свидетелей этой ситуации. Господь Наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал нам, и следуем за Посланником (мир ему). Прими нас наряду с шахидами!». 

(«Аль Имран», 3/53) 

Перед тем, как приступить к чтению Хатм-дуа, является сунной прочитать суры «Нас», «Аль-Фатиха» и первые 5 аятов суры «Аль-Бакара». 

Относительно этого Убей бин Кааб сказал следующее: 
«Посланник (мир ему) читал суру «Нас», после «Аль-Фатиха», а затем суру «Аль-Бакара» до «вэ уляикя хуму’ль-муфлихун», далее совершал хатм-дуа, а затем вставал». 

(Суюти, Иткан, I, 313)

Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал это, чтобы не оставить Коран в неподобающем ему положении, т.е. с целью его сохранения. 

(Куртуби, Тафсир, I, 30)

Источник: Azan.kz